antevasin_hobo (antevasin_hobo) wrote,
antevasin_hobo
antevasin_hobo

Categories:

Собор Архангелов Михаила и Гавриила

Вторая половина XIII века.Дерево, паволока, левкас,темпера.
техника: золочение, темпера яичная

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




"Великий Устюг (?). Икона являлась храмовым образом собора Михаило-Архангельского монастыря в г. Великом Устюге, основанного в 1272 или 1276 году блаженным Киприаном. Название подобной композиции "Собор архангелов" условно и связано с днем празднования, установленного в честь архангелов — 8 ноября. Архангелы изображены фронтально, держащими медальон с образом Христа Эммануила.

Первенство архангела Михаила подчеркнуто его изображением в левой части композиции иконы, хотя иконографически различие архангелов никак не выявлено иконописцем. Основная идея композиции заключается в прославлении Христа Эммануила — воплотившегося Бога Слова, чье изображение, заключенное в медальон, являют молящимся архангелы. Своеобразная, лишенная лоска и аристократической утонченности манера письма иконы, ее специфический колорит, с преобладанием интенсивных синих (лазоревых) и киноварно-красных тонов позволяют связывать ее создание с Великим Устюгом."

"Собором архангелов именуется несколько христианских праздников, посвященных небесным силам. Самые известные из этих праздников — Собор архангела Михаила и прочих бесплотных сил, отмечаемый 8 ноября (21 по новому стилю) и Собор архангела Гавриила — 26 марта (8 апреля по новому стилю, на следующий день после Благовещения).

Икона «Собор архангелов» связана как с этими праздниками, так и с историческими событиями, имевшими место в IX веке в Византийской империи. Тогда, после нескольких десятилетий тяжкой борьбы с иконоборцами, нашедшими поддержку при императорском дворе, Православная церковь восстановила почитание икон. Этой победе и по¬священа икона, чья композиция восходит к античному победному «образу на щите». Щит вместо языческих крылатых богинь победы несли ангелы, и на нем изображался крест. Позднее вместо креста появилось изображение Спасителя в виде отрока. Такой образ в иконографической традиции носит название «Спас Эммануил» (по одному из имен Христа, упоминаемому в Библии). Несут же щит не просто ангелы, а архангелы Михаил и Гавриил (иногда в сопровождении других небесных сил).

Смысл образа — в прославлении Небесного воинства, предводитель которого — сам Господь в облике Спаса Эммануила. Это — символ воинской защиты, непреоборимого щита», победы в борьбе за правое дело. Недаром древнерусские воины считали архангела Михаила своим покровителем, украшая шлемы изображением его крылатой фигуры.
Такая идея явственно читается в одной из древнейших русских икон на эту тему — «Соборе архангелов» из Михаило-Архангельского монастыря в Великом Устюге, хранящейся ныне в Русском музее. Композиция иконы строга и лаконична. Две фигуры в рост, изображенные фронтально, — архангелы Михаил и Гавриил; они держат небольшую сферу с изображением Спаса Эммануила.

Особенность иконы — ее колорит: темный, приглушенный. Синий, темно-вишневый, темно-коричневый, тускло-красный — сумрачные, глухие тона, так сильно отличающиеся от характерных для русской иконописи насыщенных красок. На темном фоне светятся нимбы, и вьется тонкий орнамент на одеждах архангелов и на почве под их ногами. Суровой мощью веет от этой иконы, созданной во второй половине XIII века—в тяжкие для Руси времена татарских нашествий. Иконы более позднего времени, как правило, имеют сложную многофигурную композицию. Здесь на первый план выходит понятие «собор», и художники, изображая ангелов, несущих круглый щит с образом Спаса Эммануила, стремятся создать впечатление бесчисленного небесного воинства. Такова, например, икона конца XV века из Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника. Организующим центром ее композиции становится, кроме щита, также изображение серафима с длинными, остроконечными, полными движения крыльями."

материал из инета
Tags: Иконы, Русский музей, шедевры Русского музея, шедевры коллекции
Subscribe

  • Cапунов Николай Николаевич

    (1880-1912) Сапунов Николай Николаевич, русский художник, представитель символизма, один из самых значительных живописцев круга «Голубой розы».…

  • Василий Верещагин

    Васи́лий Васи́льевич Вереща́гин (1842—1904) — русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. «У дверей…

  • "Василий Верещагин" в Русском музее

    С 20 апреля по 24 июля 2017 года в Русском музее (г. Санкт-Петербург, корпус Бенуа) будет действовать выставка "Василий Васильевич Верещагин. К…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments